Золотое свечение Цфата — отзыв об отеле
Путишествие
Оценка отдыха
8 из 10
В Цфат меня потянуло во время путешествия по Испании. Прогуливаясь улочками
Толедо, я набрел на синагогу Эль-Транзито, построенную в 1336 году. Потолкался
среди туристов, послушал экскурсовода... "В 1492 году, после изгнания евреев из
Испании, синагога была переделана в церковь", - сообщил жизнерадостный
англоязычный гид.
Жители Цфата пересказывают историю изгнания евреев из Испании во всех деталях и
подробностях, чуть не в лицах: значительную часть обитателей этого уникального
городка, вознесшегося в поднебесье на холмах Галилеи, составляют потомки
депортированных. Каждому цфатскому школьнику известно: последний акт трагедии
испанского еврейства начался в пятнадцатом веке, когда наследник арагонского
престола Фернандо взял в жены наследницу кастильского королевства Изабеллу. В
план могущественной четы входил захват мусульманской Гренады, принуждение к
крещению евреев и мусульман и превращение Испании в католическое королевство.
Реализация плана началась с преследования так называемых "анусим" -
насильственно крещенных. Королевская чета обратилась к папе с просьбой устроить
инквизицию, чтобы судить со всей строгостью каждого, кто заподозрен в тайном
исполнении еврейских религиозных обрядов. Первый суд инквизиции состоялся в
Севилье в 1480 году. Он завершился чудовищной церемонией: шестеро "анусим" были
заживо сожжены. Огонь инквизиции прокатился по Испании, выжигая на своем пути
целые семьи и кланы. Только за один год в Севилье казнили 500 насильственно
крещенных. Для поощрения доносительства значительную часть имущества осужденных
передавали стукачам...
На иврите "Испания" - "Сфарад". Потомков испанских евреев называют сефардами.
Жители Цфата знают наперечет имена и творения величайших испанских философов,
поэтов и теологов еврейского происхождения.
Под небом средневековой Испании, омываемой Средиземным морем и удивительно
похожей на Израиль, родилось тайное мистическое учение каббала. Ее элементы
искусно вкраплены в комментарий еврейского мудреца Рамбама на Пятикнижие. Более
откровенно использует каббалу главный раввин кастильского королевства раби
Абулафия (умер в 1283 году). К тому же периоду относится начало распространения
знаменитой каббалистической книги Зоар (Сияние), записанной знаменитым раби
Шимоном бар Йохаи. Знаток каббалы, выдающийся мудрец Кастилии раби Моше ди Лион
переписывал эту книгу и раздавал тем, кто был того достоин.
В годы инквизиции книга Зоар выполняла роль целителя сердец. Изучение каббалы
укрепляло евреев, благодаря ей они не утратили преданности Торе. Испанские
раввины унесли тайную мудрость с собой в изгнание - каббала способствовала
возрождению еврейских общин на новом месте. После изгнания евреев из Испании
центр изучения каббалы переместился на Святую Землю, в Цфат. В шестнадцатом
веке благодаря массовой иммиграции население города увеличилось до 18.000
человек.
Неразрывную, кровную связь Цфата с судьбой испанского еврейства ярче всего
подтверждает такой факт: крупнейшие синагоги города носят имена раввинов
средневековой Кордовы и Толедо. Старейшая - синагога Абохава, названная по
имени знаменитого каббалиста рабби Ицхака Абохава, жившего в пятнадцатом веке.
Здесь хранятся древние свитки Торы, которые бережно раскрывают только в дни Рош
ха-Шана (еврейского нового года), в Судный день и на праздник Шавуот. Даже
малым детям в Цфате известно, что в 1837 году, когда часть города была
разрушена в результате мощнейшего землетрясения и сотни горожан погибли под
обломками, одна-единственная стена синагоги Абохава оказалась неповрежденной.
То была стена, обращенная в сторону Иерусалима!
Потомками испанских изгнанников была построена в шестнадцатом веке и синагога
Алхеш, носящая имя рабби Моше Алхеша, автора комментариев к Торе.
В синагоге "Банай" находится гробница рабби Баная. Да и вообще в старой части
города что ни улочка - то синагога. История Цфата насчитывает более двух тысяч
лет и уходит своими корнями во времена Второго Храма. В период восстания против
римлян здесь обосновались мятежники-зелоты. В годы владычества крестоносцев и
мамелюков Цфат был окружным центром, а в средние века, после изгнания евреев
Испании, он стал духовным центром каббалы, каковым остается и сегодня.
В наши дни каббалу изучают миллионы людей в разных странах мира. Из сугубо
религиозного тайного учения она превратилась в действенный инструмент
самосовершенствования и обретения внутренней гармонии. Под стать учению и
город, который по праву считается всемирным центром каббалы: оказавшись в
Цфате, ты обретаешь удивительное внутреннее равновесие, успокаиваешься,
забываешь обо всех своих проблемах и неурядицах.
Даже свет здесь особый - золотистый в любое время года, теплый и мягкий. Не
удивительно, что в Цфате много лет назад обосновались люди искусства -
художники, скульпторы, композиторы, исполнители, народные умельцы. Волшебная
аура Галилеи вдохновляет и одухотворяет.
Цфат - один из считанных в Израиле городов, которые зимой покрываются снегом.
Но даже в холодный (по нашим средиземноморским стандартам) день какой-нибудь
лучик солнца чудом пробьется сквозь тучи - и улицы засветятся золотом. Живущие
в Цфате художники, видать, заключили негласный союз с природой, выкрасив свои
дома, мастерские и галереи в теплые пастельные тона.
Цфатские закаты надобно воспевать в поэмах и симфониях, зато рассвет - это
нежнейшая мелодия для флейты! С высоты холма, на котором стоит город,
открывается величественная панорама. Узкие улочки живо сбегают вниз, словно
торопятся на праздник... В неприметном на первый взгляд старинном здании на
одной из улочек Цфата вот уже более 20 лет действует Всемирный центр еврейской
мистики, основанный американцем Вудстоком. Спускаешься по отполированным
ступеням в подвальное помещение - и погружаешься в удивительно теплую, светлую,
поистине волшебную атмосферу. На полу горят свечи, образующие буквы ивритского
алфавита. Из глубины помещения доносятся тихие звуки музыки.
Встречает израильтян и многочисленных гостей страны молодой каббалист рав Эяль
Шапиро. Ивритом и английским он владеет в совершенстве, знает несколько слов по-
русски. Вести с равом Шапиро неспешный диалог - несказанное удовольствие: он из
тех людей, кто не рисуется и не подавляет энциклопедическими знаниями, а чутко
прислушивается к собеседнику.
Каких-нибудь 7-8 лет назад преподавание во Всемирном центре еврейской мистики
велось только по-английски. Иврит зазвучал здесь относительно недавно, хотя,
казалось бы, сам Бог велел каббалистам Цфата проводить занятия на языке того
народа, который даровал миру достигшее пика популярности учение.
В отведенном для чтения лекций зале установлены компьютеры, на стене висит
экран. Суперсовременная техника требуется для показа букв ивритского алфавита и
соответствующих каждой букве чисел. Лекции нередко проводятся под аккомпанемент
диковинных музыкальных инструментов. Их в Израиль завезли отец и сын - Яаков и
Янив Авни. Оба с виртуозной ловкостью, самозабвенно извлекают из струнных,
ударных и духовых инструментов дивные звуки.
Приезжая в Цфат, я неизменно вспоминаю Толедо: есть между этими городами нечто
общее. Не столько архитектура, сколько аура, предрасполагающая к мыслям о
вечном, о хитросплетениях человеческих судеб, а иногда - и судеб целых
народов...
Золотое свечение Цфата — отзыв об отеле Путишествие
Оценка отеля
Все отзывы об отеле Путишествие
Погода в Цфате
Погода в Израиле
Добавить отзыв об отеле
Добавить комментарий к отзыву
Добавить комментарий к отзыву