• Уже являетесь зарегистрированным пользователем
  • Войти
  • Зарегистрироваться
Зарегистрироваться
Форма регистрации
Адрес электронной почты*
Выбрать пароль*
Имя*
Фамилия (необязательно)
Ваше имя отображается как
Текущий город (необязательно)
Пол
  
Зарегистрироваться
закрыть
Войти в учетную запись
Не имеете учетной записи?
Присоединиться бесплатно
Войдите в существующую учетную запись
Адрес электронной почты
Ваш пароль
Забыли пароль?
вход
закрыть

Реклама

  • 4996
  • 1
Александр Антонов

Впечатления от самостоятельной поздки в Марокко — отзыв об отеле рассказ о поездке

Оценка отдыха 8 из 10

Летали с женой весной 2010 года в Марокко. Поездку организовывали, как обычно, сами, брали машину. Подробный рассказ с фотографиями выложил на своем блоге. Марокко 6 мая 2010 – 12 мая 2010 6 мая из Стамбула рейсом турецких авиалиний прилетели в Касабланку. Мои впечатления от поездки в Стамбул можно почитать здесь. Итак, прилетели. Полет длился пять часов, что по нашим меркам совсем ничто. На этапе подготовки к поездке я был удивлен, узнав, что Касабланка не столица Марокко. Информация для таких же безграмотных как и я, столица Марокко – Рабат. Оказались в аэропорту Касабланки уже после обеда. Сразу по прилету, как и в наших родных аэропортах, оказываешься атакованным, как их тут называют «предлагайками», которые предлагают услуги такси. Мы на это не купились и пошли по указателям на стоянку такси. Указатели привели к большому щиту, на котором были написаны расценки на услуги такси до различных городов. До Касабланки цена стояла 230 дирхам. Курс примерно 12 дирхам – 1 евро. Курс устанавливается государством и от обменника к обменнику практически не отличается. Так же в Марокко, кстати, обстоит дело и с ценой на бензин – она тоже устанавливается правительством и на всех заправках примерно одинаковая. Такси у них бывают двух видов: grand taxi и petit taxi. Grand taxi – это как правило старые раздолбанные Мерседесы, в которые, как написано в путеводителях, набивается куча народу, и которые за фиксированную плату тебя везут по нужному адресу. Petit taxi – маленькие красные машинки разных фирм производителей, но обязательно красные и почти всегда с багажником на крыше, везут только тебя, никого не подсаживая, и везут по счетчику. От аэропорта мы поехали на grand taxi. Это и вправду оказался очень старенький Мерседес огромных размеров. Доехали одни, никого водитель по дороге не подсаживал. После того, как мы сели в такси, таксист объявил, что поездка будет стоить не 230, а 250 дирхам. Даже привел какой-то аргумент: то ли аэропортовый сбор, то ли еще чего, ну в общем не суть, мы это расценили как чаевые. Однако, на будущее решили в обязательном порядке согласовывать все цены до начала оказания услуги. В Марокко это очень важно. Как только мы про это забывали, тут же оказывались в ситуации дойной коровы. Об этом ниже я еще напишу подробнее. Заселились в отель, пошли погулять по городу. Пока ехали, на город как-то особо не смотрели. Ну, разве что, обратил внимание на какую-то общую обшарпанность и серость – сделал скидку, что это все же Африка, а не Америка и ожидать чего-то особенного от города не следует. После прогулки по городу и по центральной старой его части – медине, впечатление о городе, мягко скажем, испортилось. Попробую изложить увиденное без мата, хотя не уверен, что получится. Начали прогулку с медины. Сразу вспомнились слова из какого-то путеводителя про «древнюю медину с ослепительно белыми домами кубической формы – колыбель Касабланки», а также про чистоту и порядок в ней. В общем, как бы вам описать на что это в действительности похоже. Ну, если с Черкизово убрать всех китайцев и убрать все вещи дороже трехсот рублей, а вместо китайцев посадить бомжей и выложить на прилавки всякий хлам, давно сгнивший, вот это будет оно – медина Касабланки. Кругом нищета и разруха. Бомжатник в его худшем проявлении. Бомжатник, которого я даже в самом кошмарном сне не смог бы себе представить. После захода в ворота медины нужно ровно три минуты, нет даже три секунды, чтобы понять, что тебе там больше не хочется находиться. Мы эту медину прошли всю насквозь туда и обратно по двум разным улицам. Это пис..ц. Пис..ц в данном случае даже не мат. Полная жопа. Дальше пошли гулять по городу. Ну это просто застрелиться можно. Сказать, что Касабланка очень грязный город, ничего не сказать. Тротуаров по большей части просто нет, их просто никто не асфальтирует. Кругом нарыты какие-то котлованы. Такое ощущение, что был один большой недострой, который разом бросили и уже давно. В городе похоже никто ни разу не подметал и вообще не убирался, кругом полный срач. В Касабланке есть набережная – жалкое зрелище. По идее, центральная набережная в городе. Нет асфальта. Грязь и убожество. Кругом сидят какого-то бомжового вида люди, пьют пиво, хотя им это вроде должно быть запрещено Кораном. В общем, город оставляет удручающее впечатление. В Касабланке всего одна достопримечательность – мечеть Хасана Второго. Это огромная очень красивая мечеть прямо на берегу Атлантического океана, вторая по размеру в мире. Первая, как известно, находится в Мекке. Я не был в Мекке, но не думаю, что там мечеть сильно больше этой. Эта реально грандиозное сооружение, вмещающая в себя двадцать тысяч человек. Еще снаружи перед мечетью есть площадочка на восемьдесят тысяч человек. Еще путеводители рекомендуют посетить церковь Сакре Кер. Подошли, посмотрели снаружи, ничего особенного, разбитые окна вставлять никто похоже не собирается. Внутрь не заходили. Побродив по Касабланке, у меня проснулась любовь к отчизне. Я вдруг понял, что Россия отнюдь не самая плохая страна. Серьезно. Перед тем как ехать в Касабланку я почитал кучу отзывов в Интернете о посещении этого города. В основной массе это были сдержанные отзывы. Люди писали, что в Касабланке нечего делать больше одного, двух, трех дней. Всех восхищали пальмы. Пальмы есть. Не очень много, но есть. Правда почему-то никто не написал, что эти пальмы задыхаются и умирают под очень толстым слоем придорожной пыли. Думается мне, долго они так не протянут. Автопарк Касабланки это в основной массе старенькие небольшие машинки, а также велосипеды, мопеды и скутеры. Все в самом-самом плачевном состоянии. Но что реально поразило на дорогах этого города это светофоры. Они все работают в одну сторону – в сторону машин. Пешеходы не видят, какой свет им горит. Чтобы перейти дорогу им приходится ориентироваться на поток машин. Машины стоят – можно идти, едут – значит идти нельзя. На сложных перекрестках с двумя и более потоками машин как они ориентируются одному Богу известно. Все это наглядно доказывает, что о людях здесь не думает вообще никто. Нормальных домов в Касабланке просто нет. Во всем городе может штук 20 наберется. Не преувеличиваю нисколько. И то это будут административные здания, пятизвездочные отели и мечеть Хасана Второго. Остальные здания в ужасном состоянии: снаружи минимум нужен косметический ремонт и, скорее всего, капитальный внутри. Центральных антенн в домах нет, поэтому практически из каждого окна торчит спутниковая тарелка. Если она не торчит из окна, значит она, вместе с сотней других тарелок, торчит на крыше. Смотрится очень оригинально. Этим же вечером сходили в ресторан с традиционной марокканской кухней “Fibule”. Девушка на рецепции отеля сказала, что это самый хороший ресторан в городе. Этот ресторан соседствует с рестораном морской кухни “La Mer”. Тоже симпатичным на вид. Заказали ассорти из марокканских традиционных салатов, таджин из баранины – их традиционное блюдо представляющее собой кусок баранины на кости с курагой, черносливом, орехами и сладким соусом. Очень вкусно. Варится часа четыре минимум, поэтому еще и очень мягкое. Еще взяли кускус с семью овощами – тоже их традиционное блюдо, напоминает кашу, а сверху кусок баранины и овощи. Мне не очень, а жене понравилось. На десерт заказали ассорти из их традиционных десертов. Всех по чуть-чуть. Десерты очень даже ничего. И чай, он у них подается в маленьких стеклянных стаканчиках очень сладкий и с мятой. На любителя. Вообще в Марокко похоже не знают, что чай может быть какой-то другой. Все пьют только такой и везде тебе его наливают. Даже если ты просишь зеленый и без сахара, тебе все равно принесут черный, с мятой и очень сладкий. С этим похоже надо просто смириться. Вино тоже брали, но я в нем не очень разбираюсь, если честно. Так, вино как вино. 7 мая с утра поехали в аэропорт Касабланки взять на прокат машину. Авто брали в компании Avis, так как это похоже единственная в Марокко компания, которая вместе с машиной за дополнительную плату может предоставить навигатор. В самом городе тоже есть офис Avis, но там машины без навигаторов. А навигатор, как ни крути, штука полезная, особенно в авто путешествиях по незнакомым странам. В общем поехали в аэропорт…….на поезде. Решили посмотреть что из себя представляет ж/д сообщение в Марокко. До вокзала от отеля километр не дальше, но из-за чемоданов решили взять такси. Такси, которые ездят по улицам выглядят очень непрезентабельно, того и гляди колеса отвалятся. Заказали из отеля. Дальше началось шоу. Приехало вполне цивильное красненькое «petit’ такси с очень вежливым водителем. На рецепции нам сказали, что такси до вокзала будет стоить 30, максимум 40 дирхам. Таксист озвучил цифру 50 дирхам. Разница не велика, расценим это как чаевые плюс подача – решили мы. До вокзала ехать было от силы 2 километра, но наш любезный таксист ехал почему-то 20 минут, петляя по самым немыслимым закоулкам. Еще, у нас было два чемодана, один из которых он положил в багажник, а второй зачем-то водрузил на крышу. Там у него был багажник. Когда я его спросил, что мешает положить чемодан в салон, он подумав ответил, что в салоне чемодан будет кататься и это не безопасно. Бред. Ровно через три минуты он остановился, молча вышел, снял чемодан с багажника на крыше и также молча положил его на переднее сиденье своей красной машинки. Приезжаем к вокзалу, я протягиваю ему 100 дирхам одной купюрой, он кладет ее в карман и вежливо начинает с нами прощаться. Далее наш диалог: Я: – А сдача? Таксист: – Так ведь у вас был багаж, за него полагается доплачивать. Вам что в отеле не сказали? Я: – Нет. Нам в отеле ничего не сказали, и вы нам тоже ничего не сказали про дополнительные деньги за багаж, когда мы вас спрашивали сколько будет стоить поездка. Таксист (подумав): – Ваш багаж лежал на переднем сиденье и занимал посадочное место. Из-за него я никого больше уже не мог подсадить. А раз я никого не мог посадить, то поездка должна быть дороже. Я: – Слушай. Это ведь «petit» такси и оно не предполагает никакой допосадки других пассажиров. Мы все знаем про «petit» и про «grand»такси. Таксист (потупив еще пяток секунд) выдает: – Вы знаете, вас же двое. 50 дирхам это с каждого. Вам должны были в отеле сказать. А я как-то просто забыл пояснить, что 50 дирхам будет с каждого. Я: – Ты что, совсем нас за придурков держишь? Таксист: – Нет, что вы. У нас в Марокко все именно так – цена озвучивается на одного пассажира. Имейте в виду на будущее, если вы куда-нибудь еще поедете. Я (сдерживаясь чтобы не заржать): – Не надо ля-ля. Мы вчера уже на вашем марокканском такси ездили и до кучи на рецепции нам сказали цену на двоих и с багажом. Давай позвоним в отель и выясним еще раз сколько же эта поездка должна стоить. А потом, если что не так, позвоним в полицию и будем разбираться уже в присутствии полицейских, а то у меня складывается впечатление, что вы мошенник и пытаетесь нам обмануть. По вам, возможно, тюрьма давно плачет. Достаю телефон, начинаю звонить. Он стремительно отдает мне сдачу и сваливает. А мы еще 10 минут ржем. Потом сели на поезд, который опоздал на 15 минут, что для Марокко вполне нормально, так как на перроне никто даже не дергался. Все молча ждали. Поезд это ужас. Он вообще весь никакой. Едет конечно, но других достоинств у него нет. На поезде до аэропорта ехать минут 20, стоит 40 дирхам с человека. В аэропорту взяли на прокат машину. Пока шли к офису Avis, к нам постоянно подбегали какие-то люди с бейджиками, кричали «come with me» и пытались увести нас куда-то в сторону, где есть «good price» на аренду машин. Корки. В конце концов, взяли в Avis машину с навигацией. Подумав, решили доплатить и за полную страховку. Все же не Европа. Поехали сначала в Эль Джадиду. Скорость в среднем 100-120 км/ч. Полиции хватает, особенно в больших городах, на трассе меньше. Так же как у нас прячутся в кустах с радарами. Наверное, это какая-то отличительная черта всех неразвитых стран. Хотя возможно и от жары спасаются. Может благодаря этому, а может еще по какой причине, на дорогах нарушителей нет совсем. Тот же скоростной режим не нарушает никто, как будто это прямо запрещено в Коране. Висит знак 100, все едут 80. Гид нам рассказал, что минимальный штраф в Марокко 500 дирхам, поэтому все водители такие правильные. От Касабланки до Эль Джадиды примерно час неспешной езды. И, конечно, после Касабланки, Эль Джадида произвела очень приятное впечатление. Да, общее запустение тоже видно, нечего и говорить. Но местами город очень чистый, местами очень красивый. Можно сказать, что и очень зеленый. Вполне приличные дороги. В Эль Джадиде тоже есть медина, которая располагается на территории бывшей португальской крепости. И эта медина куда приятнее чем та, что была в Касабланке. Город этот туристический и это видно невооруженным глазом. Он находится на побережье и приезжают сюда отдыхать в основном состоятельные марокканцы. В окрестностях города полно вполне цивилизованного вида коттеджных поселков. Местами попадаются пригодные для купания пляжи, что не свойственно Марокко. Обычно в Марокко (кроме может быть Агадира) берег океана почти весь покрыт толстым слоем какой тины вперемешку с мусором. В целом, Эль Джадида произвела очень приятное впечатление. Особых достопримечательностей там нет, ну кроме, пожалуй, этой португальской крепости. Мы туда поднялись, открывается очень красивый вид на океан. Еще бросилось в глаза очень малое количество туристов в Эль Джадиде. Гуляя по медине, встречаешь не больше двух-трех европейцев за час. Это максимум. И это при том, что мы там были в туристический сезон. В не сезон там, наверное, вообще иностранцев днем с огнем не сыщешь. Из Эль Джадиды поехали в Эс-Сувейру. Дорога очень интересная идет по берегу океана. Местами она проходит довольно высоко над уровнем океана, открываются замечательные виды. Растительность конечно скудная, кругом по прежнему разруха, но это только добавляет колорита. Собственно на это мы и приехали посмотреть в Марокко. На что же еще. Кстати, как известно, основная статься дохода Марокко – фосфатная промышленность. На втором месте – сельское хозяйство. И эта сельхоздеятельность здесь видна на каждом углу. Все засеяно, везде вдоль дорог стоят лавки продавцов, которые продают свежие овощи и фрукты. И дороги в Марокко вполне сносные. Платные так вообще замечательные. А бесплатные хоть и похуже, но тоже вполне можно ехать. Платные не сказать, чтобы очень дорогие, но и не дешевые. Мы проехали 100 километров и заплатили в общей сложности 31 дирхам, это примерно 3 евро. Во Франции за это же расстояние мы бы заплатили в несколько раз больше. По дороге в Эс-Сувейру проехали несколько городов, но пожалуй больше всего запомнился город Сафи. В этом городе стоит огромный фосфатный завод и еще более огромный рыб завод, где консервируют сардины. Сбились немного с дороги и проехали вдоль всех цехов этого сардинного предприятия. Это сильно, запах такой, что я чуть сознание не терял за рулем. Думал не доеду. Кстати, Марокко занимает второе место в Африке по добыче рыбы и первое место в мире по добыче сардин. 7 мая вечером приехали в Эс-Сувейру. Припарковались на набережной на стоянке перед мединой, т.к. в медину в этом городе на машинах въезд запрещен. Что безусловно правильно. Парковка стоит 40 дирхам в сутки. Еще за 30 дирхам носильщик от стоянки довез наши чемоданы до дверей риады. В риаде мы решили остановится чтобы, так сказать, до конца прочувствовать колорит Марокко. Риада – это отель внутри старого города, представляющий собой холл, обязательно с фонтанчиком, из центра которого расходятся двери в номера. Вечером гулять по медине не стали, разобрали вещи и легли спать. Утром позавтракали в риаде и пошли гулять по городу. Город понравился очень. Город чистый, красивый с прекрасной набережной. И даже в старом городе ничего не напрягает. Все скромно, колоритно и очень интересно. Кругом играет местная музыка, совсем ненавязчивые продавцы. Никто тебе ничего не впаривает и ничего у тебя не просит. Пользуясь такой дружелюбностью и ненавязчивостью продавцов решили здесь закупить все сувениры оптом. Все купили в одном магазине в медине. Эс-Сувейра славится поделками из дерева туи, их и стоит там покупать. Есть очень много реально красивых изделий: ваз, шкатулок, фото рамок и пр. В России такого точно не купишь. Долго торговались. Хоть мы и не умеем этого делать, но в этот раз торговались упорно. Покупок было много и это были отнюдь не безделушки, поэтому пришлось повоевать. Пока гуляли зашли в порт. Собственно говоря, зашли с единственной целью поесть их свежайших сардин на гриле. Заодно и пообедали. Сардины оказались реально очень вкусные. Как впрочем и омар с креветками. При этом все довольно дешево. В МАРОККО ВСЕ ОЧЕНЬ ДЕШЕВО. Любителям сэкономить рекомендую эту страну. Не разочаруетесь. В порт лучше приходить утром, когда привозят улов. Мы пришли уже после обеда, когда порт заканчивал свою работу. Потом ходили еще раз уже утром. Но, даже если не удалось посетить порт утром, в любом случае туда стоит сходить хотя бы и после обеда. Получите огромное удовольствие от местного колорита. Повсюду продают свежую рыбу, лодки, сети, местное население, тысячи чаек. Все бурлит. За 10 дирхам можно подняться на стену крепости, где стоят пушки, откуда открывается чудесный вид на океан и на город. Что бросилось в глаза в Марокко – это грязь. Не скажу за всех арабов, но марокканские грязь просто обожают. С этим придется смириться. Казалось бы, Эс-Сувейра, туристическое место, вдоль набережной в ряд стоят дорогие пятизвездочные отели. Набережную от океана отделяет полоса метров пятьдесят пляжа. На пляж просто страшно смотреть. Очень много грязи: банки, бутылки, бумажки, пластиковые пакеты – весь пляж буквально завален. Арабов это не смущает ни сколько. Грязь у них везде. В какой бы дорой ресторан вы не вошли, окна там будут такие, что через них ничего не видно, как будто их вообще никто никогда не мыл. На подавляющем большинстве улиц очень грязно. Ни одного дворника в Марокко мы не видели. Никто на улицах нигде не подметает и тем более не моет. Однажды вечером соблазнились покушать рыбу на улице, а не в ресторане. Рыба была приготовлена очень вкусно, но тарелки, стаканы, ложки с вилками, все не плохо бы было еще раз помыть перед тем как начать этим пользоваться. Несколько раз видел, как марокканец-торговец, подметая в своем магазине, просто выметает грязь на улицу и оставляет ее прямо у входа в свой магазин, для того, чтобы ровно через 30 минут посетители ее обратно ему затащили на своей обуви. Еще были свидетелями как в порту купались люди. В любом порту вода грязная, а в марокканском порту вода в 10 раз более грязная, чем в любом другом. Выглядит это так: вода темнобурозеленого цвета, покрытая толстым слоем мусора, и все марокканцы от мала до велика там купаются. Удивительно даже. Есть и плюсы, это цены. Все пишут, про то что нужно торговаться, сбивать цену в два, три, в пять раз. Даже без торга цены вполне приемлемы, если не сказать больше. Ты выбираешь понравившуюся вещь, спрашиваешь стоимость, и тебе называют цену, которая наверное завышена в несколько раз. Но даже эта завышенная цена нормального европейского покупателя вполне устроит. Ты приходишь в ресторан или просто кушаешь на улице и удивляешься демократичности цен. Как пример, поели на улице – большой лангуст, горсть креветок, десяток скампи (типа маленьких лангустов), вода, салат – без всякого торга нам это обошлось в 250 дирхам. Это чуть больше 20 евро. В любой европейской стране это бы стоило минимум в 2-3 раза дороже. Плюс, можно было торговаться и снижать цену в 2 раза точно. Ценников нигде нет. Цены на изделия из дерева тоже по видимому берутся с потолка. Мы купили вазу, большую, красивую, ручной работы. Глядя на нее видно, что труд в ее производство вложен не малый и возможно даже не одного человека. Продавец утверждал, что украшением вазы занимались два человека в течение двух месяцев. Охотно верю. Она нам обошлась после часового торга в 4500 дирхам. Правда там были еще и другие покупки, что тоже сказалось на цене. Мы видели похожие вазы в других магазинах и стартовая цена там доходила до 15000 дирхам. Такое ощущение, что торговцы сами понятия не имеют сколько что стоит. Что касается проблем ориентирования в медине, про которые все пишут. В Эс-Сувейре в риаде нам дали карту медины. Она конечно не стопроцентно точная, но все крупные и большинство средних и мелких улиц на ней есть. Понятно, что в медине далеко не все улицы подписано, но ориентироваться получалось довольно легко. В Марракеше карты у нас не было, медина побольше, ориентироваться посложнее, но тоже вполне реально. Правда там мы по ней еще и на машине ездить умудрялись. Эмансипация в Марокко шагает огромными шагами. Под паранджой ходят только пожилые женщины. Женщины средних лет уже в халатах и платках. Молодежь в чем попало. Девушек в парандже мы не видели. Хотя смущает малое количество женщин на улицах. Мужчин раз в пятьдесят больше. Женщины похоже сидят дома. Если девушка идет, то только в компании с мужчиной или вместе с другими девушками. Но это очень редко. На самом деле довольно забавно гулять вечером по городу, а кругом одни мужчины. Порой кажется, что женщин просто нет. Забавно. Женщин мало, зато полно кошек. Кошки повсюду и в ужасных количествах. В медине на каждые десять квадратных метров приходится одна-две кошки. Все они при этом очень тощие, что довольно странно. Даже кушая в ресторане рядом обязательно будут сидеть кошки, тоже тощие. При этом в каждом углу им навалены горы еды, которую они не едят. Очень странно. Может у них такая конституция. Теперь про дороги. Я где-то читал, что большая часть всех заасфальтированных дорог в Африке находится именно в Марокко. Пока ехали из Касабланки в Эс-Сувейру проехали 370 км., не было ни одного километра плохой дороги. При том, что по платной дороге мы проехали только 100 км от Касабланки до Эль Джадиды. Правда мы ехали днем. Ночью проблема ишаков и людей, стоящих посредине дороги может встать довольно остро, потому как постоянно вдоль дороги кто-то идет, либо люди, либо животные. И еще, у марокканцев есть довольно странная привычка остановиться на краю проезжей части и стоять. Таких людей пока ехали мы видели не мало. Они просто стоят на дороге. Не понятно зачем. Складывается впечатление, что в Марокко никто не работает. Все мужчины, которых мы видели пока ехали по трассе, либо стояли вдоль дороги, либо сидели, либо лежали. Видели одного комбайнера, который убирал какой-то злак, несколько человек, которые грузили в машину лук и много продавцов овощей и фруктов. Все остальные люди – 99% – ничего не делали. Еще в Марокко ни у кого нет мобильных телефонов. Хотя гид наш и утверждал обратное. У него, кстати, мобильник был. У нас как-то уже привычно, что из десяти человек на улице один скорее всего будет разговаривать по мобильнику, или по крайней мере он им пользуется: слушает музыку, играет во что-нибудь или еще что-то делает. В любом случае мобильник есть у каждого. Здесь человек разговаривающий по мобильнику это редкость. Телефонных автоматов на улицах тоже очень мало. И ими тоже похоже никто не пользуется. Складывается впечатление, что телефоны марокканцам не нужны. В фильме «Совокупность лжи» герой Дикаприо рассказывает почему тяжело бороться с террористами в Саудовской Аравии. Сложность в том, что они не пользуются современными средствами связи: телефонами, электронной почтой и т.д. Я, посмотрев этот фильм, как-то не очень поверил сначала. А вот в Марокко, где целая страна не пользуется мобильной связью, начинаешь понимать, что это все реально. Из Эс-Сувейры поехали в Марракеш. Это порядка двухсот километров. Сто километров по обычной дороге и сто по автостраде. Обычная дорога представляет собой стройку века — ее расширяют сразу на всем протяжении и из-за этого занимает часа три. Остальные 100 км едешь быстро. Приехали, припарковались в медине. Медина Марракеша отличается от медины Эс-Сувейры как небо от земли. Если в Эс-Сувейре медина это относительно тихая старая пешеходная часть города, то медина Марракеша представляет собой бардак в кубе. Все носятся по узким улочкам на мопедах и велосипедах, постоянно сигналя при этом, тут же на этих улочках ходят люди, здесь же под ногами сидят торговцы. Бедлам полный. Как нас там не задавили, до сих пор удивляюсь. По некоторым улицам медины можно ездить на машине. Мы там долго плутали пока искали нашу риаду, навигатор не очень помогает. Ездить сложно, скажу честно. Со всех сторон едут в невообразимых количествах велосипедисты с мотоциклистами, того и гляди кого-то задавишь. В конце концов добрались до нужной стоянки. Заплатили 150 дирхам за два дня, при том, что реальная цена 5 дирхам в день. Это мы уже потом выяснили. Ну да ладно. Заселились, был уже вечер, поэтому первым делом отправились на площадь Джемаа эль Фна. Это было воскресенье и кажется, что все Марокко в полном составе вместе с нами туда притопали. Полный хаос. При этом там еще некоторые люди умудряются на мопедах ездить. Стоит туда съездить только для того, чтобы на это полюбоваться. Честное слово. Следующим утром в Марракеше взяли экскурсию с гидом по старой части города. Бронировали гида еще в Москве по интернету. Гида звали Иссам, замечательный гид. Вот кому надо координаты (e-mail – [email protected], телефон – +212 6 10 24 85 92). Рекомендую. Очень сносно говорит по русски. Начали экскурсию с Дворца Бахия, посетили гробницы Сади, мечеть Кутубия, сходили в Медрессе Бен Юсуфа, где раньше жили и обучались студенты, зашли в сады Мажорель, на площадь Джемаа эль Фна и еще куда-то. Помимо этого Иссам рассказал массу всего интересного про то как жили марокканцы раньше и как живут сейчас, про обычаи и традиции. Безумно интересно. За день общения с гидом мы узнали о Марокко больше, чем все прочитанные отчеты и путеводители вместе взятые. Гид стоит 100 евро в день, но нам на столько понравилась экскурсия, что мы решили продолжить экскурсию еще и вечером по современной части Марракеша. Вечером прошлись по современному городу (районы Гелиз и Ивернаж). Современный Марракеш очень чистый, красивый и не в пример Касабланке зеленый. Производит очень приятное впечатление, хотя и осознаешь при этом, что от арабской культуры там мало что осталось. Все люди одеты по-европейски и живут тоже по-европейски. Вечером недалеко от центральной площади в забегаловке отведали местные деликатесы: голову барана и тажин (не путать с таджином). Таджин это баранина с овощами или фруктами которая готовится в таджине, а тажин это тоже баранина, только со специями и готовится в горшочке. Горшочек ставится в печь в земле. Оба блюда очень вкусные, будете в Марокко, обязательно попробуйте. Правда имейте в виду, чтобы поужинать вечером заказывать надо еще днем, т.к. вечером может уже не быть. На следующий день поехали на машине в горы Высокого Атласа. Туда из Марракеша ведут две дороги. Одна красивая, извилистая, идет по горам. По ней есть смысл ехать туда, а обратно возвращаться уже по другой дороге. Она более скоростная и позволяет за час добраться обратно в Марракеш. Мы так и сделали. Дорога в горы очень извилиста и конечно безумно живописна. Полным полно очень колоритных местных деревушек, все местные на мопедах и ишаках. Все дома красного цвета, даже не красного, а скорее красно-коричневого — цвета глины. Едешь и понимаешь, что вот именно так ты себе и представлял арабскую глубинку. Один в один как она показана в фильмах. Люди ходят в чалмах. Реально очень красиво. К сожалению, фотоаппарат днем раньше приказал долго жить. Фоток нет. Все реки в мае были пересохшие, кроме одной, которую мы на своем арендованном Peugeot лихо форсировали. Забавный был инцидент. Гид сказал нам, что с дорогой туда проблем не будет. Мы ему поверили и поехали. Ехали ехали, приехали, река, которую надо переехать вброд, другой дороги нет, только если обратно 100 км. У нас Peugeot 206 с клиренсом примерно сантиметров 8-10 может быть. При этом по колено в воде стоят местные дети, которые нам услужливо показывают, что проехать на этой машине мы сможем. Это было очень экстремально. Закрыл я поплотнее двери и поехал помолясь. Думал заглохнем там, и движок стуканет. Однако нет, все нормально прошло. Даже в салон вода не затекла. Детям дали денежек, но они эти деньги сразу совали в карманы и всячески давали понять, что им не досталось. А было их человек семь или восемь. Некоторые в качестве оплаты просили мобильный телефон, само собой я их послал. Еще среди этой детворы была девочка, которая попросила попить воды. Дали ей воды, она начала возмущаться, почему это не лимонад. Пришлось и ее послать. Потом, когда мы поехали дальше, часть детей повисла на окнах и никак не хотели нас отпускать. Я уже набрал приличную скорость, а они все висели. Я даже уже начал волноваться за их жизнь. Закончилось все хорошо. Потом дорога испортилась окончательно, но прошла без приключений. В горах Марокко очень много всяких развлечений для туристов. От катания на лыжах и до пешего многодневного трекинга по горам. Есть специальные базы, которые эти услуги предоставляют. Там же можно взять на прокат и снаряжение, и мулов. Горы, кстати, там совсем не слабые, до 4000 метров. Нас в деревушке Имлиль с запряженными мулами ждал гид-марокканец, друг нашего мараккешского гида. В общей сложности час мы на мулах верхом покатались по этим горам. Запомнились очень комфортные седла. Почти что кресла. Но ехать верхом на муле все равно не просто. В гору еще ничего, а с горы приходится очень крепко держаться за седло, чтобы с него не грохнуться. Поднялись на мулах на высоту 2000 метров. Красиво. Посмотрели берберский дом. Так как раньше теперь в Марокко живут ну разве что только в самых самых отрезанных от мира берберских деревнях. Но для туристов некоторые дома сохранили в первозданном виде. Дом очень сильно смахивает на наш скотный двор. Костер горит прямо посреди комнаты, соответственно внутри все черное, окон нет. Говорят, что у них там по большей части тепло, а если холодно, то, по словам местного бербера, они все кутаются в одежды, сбиваются кучкой и сидят, греются. Также им согреться помогает тепло идущее от нижнего этажа, где они содержат своих животных: кур, коз, коров и пр. Спорное, на мой взгляд, утверждение. Попили в этом берберском доме чай. Они его называют берберский виски. Ну очень сладкий чай. Пока его пили, выяснили, что небольшая берберская семья за пару дней съедает головку сахара. Сахар у них продается головками продолговатой конусообразной формы, килограмма три не меньше. Попили чай и поехали обратно в Марракеш. По приезду выяснилось, что в Марокко закрыты все аэропорты из-за очередного облака, выпущенного вулканом в Исландии. Легли спать с полной уверенностью, что никуда мы завтра не улетим. Однако утром аэропорты возобновили свою работу и мы благополучно улетели сначала в Стамбул, а оттуда в Москву. Вылетали мы из Касабаланки. Дорога от Марракеша до Касабланки очень хорошая, платная (всего отдали 73 дирхама) и занимает примерно два часа. Много полицейских, ловят за скорость. Сдали машину и пошли на регистрацию. Рейс Касабланка — Стамбул это просто песня. Никогда такого не видел. 99% пассажиров турки и марокканцы, поэтому самолет похож на большой гудящий котел. Пять часов полета большая часть пассажиров почему-то стоит. Абсолютно все в полный голос разговаривают, машут руками, что-то друг другу доказывают. В общем ужас. Я планировал поспать, без шансов. Самолет еще только начал снижаться все уже повскакивали, похватали свои вещи и ломанулись к выходу. Рейс Стамбул — Москва по сравнению с этим был просто образцово-показательным. Итак краткий вывод. В Марокко стоит съездить, только не в Касабланку. Запомнится надолго.


Оценка отеля
Общая оценка отдыха8

Все отзывы об отеле рассказ о поездке

Добавить отзыв об отеле

Добавить комментарий к отзыву

Комментарии

issam rabaaoui 03-06-2016

Добрый День Александр ! как ваше дела и ваша семья ? надеюсь у вас все прекрасно, пищу вам из Марракеша где мы и познакомились :) хочу вам сообщить что поменял телефонного номера на +212 615744927.https://www.facebook.com/issam.rabaaoui

было очень приятно с вами познакомится , пищите и звоните , я вам всегда рад  .

до новых встреч 

всего вам хорошего 

issam rabaaoui                   

Добавить комментарий к отзыву

Имя
Комментарий
Проверочное поле
Случайный вопрос
Сколько будет два плюс три?
  Добавить комментарий к отзыву

Идет проверка и размещение вашего отзыва. Пожалуйста, подождите...
После этого вы сможете добавить фотографии.
Закрыть
Закрыть